arrow-down arrow-up arrow-right arrow-left
пн-пт 09:00 – 18:00
по России бесплатно
НАПИСАТЬ НАМ
Ваш регион:
пн-пт 09:00 – 18:00
Круглосуточный колл-центр
Корзина
пуста
basket
по России бесплатно
Ваш регион:
пн-пт 09:00 – 18:00
Корзина
пуста
basket

Ужесточение ответственности за езду без тахографа

09.11.2015

Скоро всех сотрудников компаний-перевозчиков и водителей ждёт введение уголовного наказания и ужесточение административной ответственности за «отсутствие/неисправность/неработающий/неправильно установленный» тахограф. Мы приводим краткое содержание Проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросам обеспечения безопасности при перевозке работников)». Документ подписан Президентом РФ В. В. Путиным 9 октября 2015 года.

Причины изменения законодательства

После введения закона «о тахографах» в апреле 2014 года прошло чуть более года и уже можно оценить его результаты. На данный момент тахографами оборудованы, по разным оценкам, не более 10% всех ТС, подлежащих установке прибора. Очевидно, что нынешние штрафы не являются достаточно убедительным основанием для перевозчиков для исполнения законодательства, что сказывается на том, что число жертв ДТП в нашей стране в среднем в 3 раза больше, чем в Европе. С мая по август 2015 года по России прокатилась череда громких аварий с массовой гибелью людей - восемь ДТП с участием пассажирского транспорта унесли жизни более 50 человек. От законодателей не ускользнул тот факт, что большинство привлекших внимание компаний-перевозчиков обслуживали пассажиров с формулировкой «для собственных нужд или по заказу», подразумевающей единоразовые перевозки и позволяющей избежать лицензирования. Основными причинами аварий стали следующие факторы: 1). Работодатели нанимали на работу по перевозке пассажиров водителей без заключения трудового договора, а также отвергали практику медицинского осмотра перед рейсом; 2). Не соблюдался режим труда и отдыха водителя; 3). На линию выпускались технически неисправные машины, не предназначенные для перевозки пассажиров; 4). Неудовлетворительное состояние дорожного полотна; 5). Выезд на встречную полосу и другие нарушения ПДД. Стала очевидна тенденция перевозчиков снизить затраты за счёт переработки водителей и экономии средств на ТО, приводящая к стремительному росту человеческих жертв. Получилось, что закон “о тахографах”, призванный снизить число человеческих жертв, практически игнорируется. Неудивительно, что это привело к ужесточению наказания за его неисполнение.

Уголовная ответственность

Если в результате ДТП, в котором были причинены тяжкие последствия здоровью человека или повлекшему смерть одного и более лиц, обнаружится факт отсутствия (неисправности, неработающего, неправильно установленного) тахографа, это будет рассматриваться как «необеспечение установленного режима труда и отдыха работников» в рамках Уголовного кодекса Российской Федерации. Для руководителей организации, работодателя-физического лица, руководителя филиала, представителя структурного подразделения предусмотрено наказание от 5 до 10 лет лишения свободы со штрафом до 1 млн. рублей. Причём, установкой тахографа занимается мастерская, а уголовная ответственность ложится на перевозчика. Поэтому перевозчик должен более внимательно выбирать мастерскую, проверять её лицензии, документально прописывать соответствие процедур установки и калибровки законодательству РФ.

Лицензирование перевозок более 8 человек

Количество аварий с «серыми перевозчиками» занимает наибольший процент из всех ДТП. Для борьбы с этими компаниями, не проходящими лицензирование и осуществляемыми перевозки якобы «для собственных нужд или по заказу», вводится обязательное лицензирование для всех ТС, оборудованных для перевозки 8 и более пассажиров. Большинство этих перевозок происходят на регулярной основе, а дыра в законодательстве позволяла компаниям перевозить пассажиров без предрейсового осмотра ТС и медицинского осмотра водителя. Важно отметить, что большинство пассажиров не были осведомлены, что за их безопасность и здоровье ответственности никто не несёт. Обязательное лицензирование сделает такое положение вещей невозможным.

Повышение страховых тарифов

До настоящего времени репутация перевозчика, несоблюдение его сотрудниками режима труда и отдыха, факты ненадлежащей организации эксплуатации ТС или нарушение сроков его допустимой эксплуатации – всё это никак не влияло на страховые тарифы. После введения закона ожидается повышение страховых тарифов для компаний-нарушителей.

Увеличение штрафов и изменение круга ответственных лиц

До настоящего времени штраф за езду без тахографа был довольно невелик:   от 1 000 до 3 000 руб. (для водителя ТС); от 5 000 до 10 000 рублей (для должностного лица). Новые тарифы затрагивают всю иерархию компании-перевозчика и делают невыгодным игнорирование закона, в том числе, и для водителя, на которого зарегистрировано ТС (известно, что для облегчения налогового бремени, компании часто регистрируют грузовой и пассажирский транспорт на частные лица):   от 30 000 до 50 000 руб. для водителя-сотрудника и водителя-владельца ТС; от 70 000 до 100 000 руб. для должностного лица; от 70 000 до 100 000 руб. для индивидуальных предпринимателей; от 100 000 до 150 000 руб. для юридических лиц.

Нарушение установленного режима труда

Штраф за нарушение установленного режима труда и отдыха в размере от 1 000 до 3 000 рублей мало останавливал водителей. Новые тарифы штрафов за нарушение режима труда и отдыха и его необеспечение работодателем в соответствии с Кодексом административных правонарушений (ст. 11.23, 3 часть) таковы: от 50 000 до 70 000 руб. – для водителя ТС от 100 000 до 200 000 руб. – для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Нарушение лицензии

Ранее наказание за «осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией» не распространялось на автомобильных транспорт. Теперь нарушителю грозят предупреждение и штраф в размере: 20 000 руб. для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей; 100 000 руб. для юридических лиц.

Выпуск на линию неисправного ТС

Кодекс административных правонарушений (ст. 11.14.2, 2 часть) в новой редакции будет включать штрафы за выпуск на линию неисправного ТС для перевозки грузов и (или) пассажиров, а также с нарушением правил экипировки ТС:   50 000 руб. для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей; 100 000 руб. для юридических лиц. В целом, закон направлен на то, чтобы работодателю было невыгодно заставлять водителей перерабатывать на линии, а также снижать затраты за счёт технического состояния и оснащения ТС. Насколько ужесточение отразиться на тарифах для потребителя и ценах товаров пока не ясно. В любом случае, теперь купить и установить цифровой тахограф будет выгоднее, чем платить даже минимальный штраф за его отсутствие (30 000 руб.). С полным текстом Проекта можно ознакомиться на официальном сайте Правительства.

Нам доверяют